Игры для детей-первоклашек
Сегодня дети идут в школу уже хорошо подготовленными. Наш Степка замечательно читал и считал еще до школы, но и у него все равно иногда возникают некоторые сложности в учебе. Например, ему с большим трудом дается пересказ. Тренировать этот и другие полезные навыки можно в игровой форме. Чем мы, собственно, и занимаемся в свободное время. Причем не только вдвоем с сыном, но и подключаем его друзей-одноклассников. Представляем вашему вниманию несколько игр для детей-первоклассников!
В двух словах
Я читаю небольшой рассказ, дети слушают. А потом каждый старается передать его содержание, но в сжатой форме, используя всего одно или два предложения.
Главное – передать суть рассказа, второстепенные детали можно опустить. Также нужно следить за тем, чтобы ребята не использовали слов-паразитов и вообще любых лишних слов.
Грустно-весело
Эта игра для детей развивает мышление, а также обогащает словарный запас.
К каждому названному слову нужно подобрать антоним, то есть слово, с противоположной характеристикой. Тонкий-толстый, легкий-тяжелый, огонь-вода, красивый-уродливый, трус-храбрец…
Мы играем так: сначала я называю слово, а Степка придумывает антоним. Потом он называет слово и антоним придумываю я. Если в игре участвует много человек, играем по кругу. Первый говорит слово, второй придумывает антоним и называет слово для третьего игрока и так далее.
Веселая арифметика
А такую игру для детей учительница проводила у нас в классе. В ней принимали участие все дети.
Сначала нужно заготовить комплект карточек с цифрами от 0 до 9 (если детей много, то комплектов карточек будет больше – по числу участников).
Итак, предположим, у нас сложилось две команды. Все игроки выстраиваются в шеренгу – одни справа от учителя, другие слева. Каждому игроку выдают карточку с цифрой.
Учитель (ведущий) зачитывает пример. Команда должна быстро произвести арифметические действия и подсчитать результат. Игроки с цифрами, из которых складывается результат встают около учителя и поднимают высоко над головой карточки.
Например, учитель говорит: 15+8
Правильный ответ 23. Игроки, на чьих карточках изображены цифры 2 и 3 из каждой команды выбегают и встают перед ведущим. Та команда, которая быстрее справиться с заданием – победила.
Кто тут лишний?
Желательно ведущему заранее подготовиться и написать для себя на бумажке по три понятия, одно из которых будет лишним.
Например,
Выбрать лишний цвет:
Абрикос, слива, апельсин
Трава, лимон, огурец
Выбрать лишнюю форму:
Окно, колесо, телевизор
Таз, косынка, арбуз
Выбрать лишнюю величину:
Спичка, бегемот, соломинка
Фломастер, вилка, дом
Выбрать лишний вкус:
Джем, уксус, конфета
Селедка, мороженое, чипсы
Выбрать лишний вес:
Вата, гиря, перышко
Бегемот, стрекоза, слон
Фантазеры
Мы со Степкой очень любим эту игру. Тут только есть один нюанс – ее надо закончить вовремя, а то фантазия может увести в такие дебри, что придется сочинять и вторую, и третью серии.
Итак, первый игрок произносит любую фразу с незаконченной мыслью. Например «Вчера вечером я выглянул в окно…» Второй игрок продолжает «и увидел на небе огромную звезду, которая…» И так далее. Игроки по очереди дополняют друг друга и получается интересный рассказ. Иногда таким образом мы повторяем какое-нибудь домашнее задание. Просто тогда договариваемся изначально, что рассказываем, например, про таблицу умножения. Конечно, мне приходиться все время направлять игру в нужное русло, но это совсем не сложно.
Соединялка
Мы произвольно выбираем два предмета, а потом стараемся объединить их неким мостиком. То есть придумываем слова, которые помогут от первого слова перейти ко второму. Логическая цепочка должна быть выстроена правильно.
Например, первое слово - "нитка", второе - "платье". Между ними могут быть слова "иголка" (ее вдевают в нитку) и "ткань" (из нее платье шьют).
Чтобы усложнить игру, можно выбирать совершенно разные слова, как "экскаватор и вата", или "груша и крылья". А еще можно договориться, чтобы между первым и последним словом было не меньше пятнадцати слов-связок .
Быстрее, еще быстрее
В нашем классе все детки уже умеют читать. Но кто-то лучше, кто-то хуже. Учительница рассказала мне несколько развивающих игр, которые развивают скорость чтения. По-моему, очень интересные:
- читать текст вдвоем, читая слова попеременно. То есть первый игрок читает первое слово, второй – второе. Потом опять первый игрок – третье, второй четвертое и так далее
- чтение слов, которые начинаются с выбранной буквы
- прочитать первое слово, затем его еще раз, но быстрее. Теперь читаем первое и второе слово – сначала медлено, второй раз быстрее. Переходим к третьему слову… и так до конца, пока не дочитаем предложение.
Сходство и различие
Эта игра для детей чем-то похожа на предыдущую. Она развивает внимательность и смекалку.
Ведущий называет два предмета, а игрок называет что эти понятия объединяет или различает. Например, молоко и вода.
Общее – они жидкие, их можно пить, они продаются в магазине
Различие – молоко дает корова, а воду нет. Вода течет из крана, а молоко нет.
Если игру проводить в компании детей, то выигрывает тот, кто последним назовет сходство или различие предметов.
Одна минутка
Один из важных навыков первоклашки – умение оценивать время. Взять хотя бы моего Степку, он всегда считает, что у него очень мало времени, поэтому он не успевает делать уроки (хотя на игры у него всегда время остается). Так вот, я решил ему показать, что даже 1 минута – это очень много.
Я провел соревнование между Степкой и его друзьями, кто за одну минуту больше:
- напишет букв «а»
- напишет больше цифр, начиная с 0
- сделает приседаний
Оказалось, что за одну минуту можно успеть очень много. Так что теперь у Степки нет причин говорить, что времени на уроки никак не хватает.
Угадай цифру
Эта игра поможет первоклашкам быстрее научиться считать.
Ведущий задает вопрос: Назови цифру
- больше 3, но меньше 5
- меньше 8, но больше 6
Тот игрок, который быстрее сориентируется и назовет правильный ответ – получает бонус. Игру можно вести, например, до десяти бонусов.