Необщее образование: место и время
Будь я дедушкой Лениным, я бы сказал, что из всех женских религий для нас важнейшей сейчас является всеобщее образование. Изначально религия эта была придумана мужчинами для освоения окружающего мира и управления захваченными народами. Но потом мужчины забросили этот инструмент в пользу других, более модных. Либо вообще потеряли интерес к освоению и управлению, и сели с пивом у телевизора. Теперь общим образованием вынуждены заниматься женщины - с одной стороны, армия училок, которые ругают родителей за невоспитанных детей; с другой стороны, армия мамаш, которые ругают училок за неправильное учение.
Недавно в "Снобе" была дискуссия: одна снобская мамаша пожаловалась на большие нагрузки у ребенка в школе, другие мамаши в комментах стали сравнивать учебу в разных странах. И вроде сошлись на том, что отказываться от общего образования не стоит, просто нужны правильные учителя. Мне кажется, это все-таки очень женский подход. Мягкий. Вроде как они соглашаются с основными постулатами образовательной религии, а виноваты только отдельные плохие священнослужители.
Впрочем, есть и другой тренд: многие мамы, недовольные школой, переводят детей на домашнее образование. Но тут получается другая крайность - отказ от системы без предложения альтернативной системы. Большинство вопросов в сообществе freeedu - именно о том, чему учить детей после того, как их забрали из школы. То есть мамы сделали детям приятно, себя тоже успокоили (ребенок под боком) - и лишь потом задумались, что дальше делать.
Но давайте попробуем решить задачу перегрузки общего образования более системно. Так, как обычно решают технические и информационные задачи по перегрузке. Готовой системы в этой статье не будет - для начала соберем основные направления для ее развития.
(0) "Учите учиться". Всем известно, что многие часы уроков, проведенные в школе и вузе, оказываются бесполезными. Целые поколения советских людей получили разнообразные производственные профессии, но с приходом рынка оказалось, что надо уметь не только производить, но и торговать. Наученные этим горьким опытом, они мечтали увидеть своих детей экономистами и финансистами, маркетологами и рекламщиками. Очевидно, что скоро настанет обратный переизбыток: у всех вокруг будет MBA, зато некому будет лампочку ввернуть. Мы никогда не знаем точно, какие знания и умения будут востребованы, когда наши дети станут взрослыми.
Так может, не стоит заранее вбивать в них ненужные знания? А лучше обучить их самостоятельно обучаться, работать со справочными материалами, а потом на ходу складывать из этих кирпичей "общую картину" по любой актуальной ситуации, которая может возникнуть в будущем.
Эту идею предложила моя жена, когда мы обсуждали, как бороться с "расширяющейся вселенной" всеобщего образования. И чтобы идея не стала очередной женской религией (я даже название придумал - googleducation), сразу отмечу два слабых места. Во-первых, это подход хорош только для старших школьников или студентов, у которых уже есть ярко выраженные интересы в жизни. Но у детей помладше нет четких целей для самообучения. Попадая в Интернет (казалось бы, супер-справочник), они скорее всего залипнут в играх и прочих тупых развлечениях. На этот случай уже есть исследования: Интернет ухудшает образование.
Во-вторых, даже если у ребенка есть цель - ему, как правило, негде добывать знания в понятном и удобном для него формате. Мой старший, первоклассник, постоянно заваливает меня вопросам по химии и разным другим дисциплинам, которые в школе появятся лишь через несколько лет. Это хорошо, и я конечно, стараюсь отвечать, чтобы его интерес не пропал. Но я знаю далеко не все. Было бы здорово, если бы такие вопросы можно было задавать преподавателю по данному предмету. Нужна совсем другая школа - в которой спрашивают не учителя, а ученики. И учатся правильно спрашивать. Школа вопросов.
(1) Практы. Любую, даже самую абстрактную теорию, можно объяснить на пальцах, на простых практических примерах и действиях. Если учитель этого не может - это плохой учитель. Я знаю эту истину еще со времен учебы на матмехе университета, где некоторые преподаватели умудрялись показывать на пальцах сложнейшие математические концепции.
Тем не менее, в процессе воспитания собственных детей я постоянно "бью себя по рукам", чтобы вспомнить эту истину. Очень уж легко она забывается, и я опять впадаю в абстракции. Видимо, очень силен в голове образ классического обучения, где надо обязательно сидеть за столом с тетрадками и учебниками.
Но так или иначе, истина периодически вспоминается. Устному счету мой старший быстрее всего научился, когда мы играли в футбол на счет. Сложение и вычитание наглядно осваиваются в магазине. Дроби - при разрезании пиццы. Отрицательные числа - термометр. И так далее. Стоит ли говорить, что после всего этого абстрактный школьный учебник по математике кажется совершенно дебильным.
У практического обучения есть еще два плюса. Помимо наглядности, такие опыты дают ребенку задачу с понятной целью. Она может быть и не связана прямо с обучением (как игра в футбол или подсчет сдачи в магазине). Но это все равно лучше, чем абстрактное школьное стимулирование в виде "хороших оценок".
И второе: урок, подкрепленный разнообразными действиями, запоминается лучше, поскольку включаются сенсорные и кинестетические ключи (память движений). А вот сидение за партой ориентировано только на аудиовизуальную память.
"Голова-сова, руки-лебеди, бедра-змеи, колени-краб... Тоже старая игра, одна из первых, что показала Вэри, когда занялась воспитанием четырехлетней Ады. Привела в зверинец, но не просто глазеть, как остальные - предложила копировать животных. Получилось так весело, что маленькая Ада с удовольствием повторяла зверей дома. Звериная разминка вошла в привычку, хотя сама она осознала это только через три года, когда увидала, как ее сверстники делают зарядку в школе. За плотной решеткой колючего плюща, под фальшиво-радостное "раз, два три!" они уныло повторяли грубые механические движения, словно портовые краны. Искин-тренер даже изобразил для примера два бодреньких облика, мальчика и девочку, которые висели над площадкой и широко улыбались, показывая каждое новое движение. Но видно было, что сами школьники не получают никакого удовольствия. В такие моменты Ада прощала наставнице и самые тяжелые практы, и удары веером по голове".
(2) Один урок - несколько предметов. Возможно ли такое? Не только возможно, но и вполне естественно. А вот деление на предметы, да еще придуманное много лет назад - штука очень искусственная. Представьте, что вы решили навести порядок в шкафу, разложив все вещи по коробочкам с подписями. Теоретически выглядит красиво, но на практике - коробочки просто перестают помещаться в шкаф. А все потому, что они полупустые: в одной две скрепки, в другой три кнопки, и так далее.
Именно в этом - еще одна причина огромной траты времени в школе. Плюс потеря интереса детей из-за того, что нарезанный на "науки" мир становится слишком абстрактным.
Хотя вернутся в реальность совсем нетрудно, если проводить "цельные" занятия. Вот увлекаются пацаны автомобилями - пусть проведут пару дней в Политехническом музее. Тут тебе и физика наглядная, и химия, и история в одном флаконе. И главное, здесь опять-таки есть понятный интерес.
"Скоро Ада заметила, что примерно так же складываются в голове знания, которые она получала от наставницы. У них не было традиционных уроков с расписаниями и предметами. Математика и айкидо, музыка и медицина, астрономия и кулинария - все сплеталось на практах, погружающих в опыт без лишних слов. И никогда не знаешь, какая практа будет назавтра: нырять без акваланга за ракушками, торговать вонючей рыбой на арабском базаре или тушить лесной пожар.
Как только наставнице удавалось все это организовать! Та отшучивалась: мол, на прошлой работе помогала разным людям, и теперь они вынуждены помогать ей. Да и они, как правило, только радовались возможности показать ребенку собственную профессию. Вроде просто? Но Ада никогда не видела, чтобы кто-то из ее сверстников учился подобным образом. Иногда она даже завидовала им, сидящим дома с искин-гувернерами. А у нее - очередная жесткая практа, неделями без возвращения домой, это изрядно выматывало и казалось бессмысленным.
Хотя бывало и так, что они с наставницей день-другой валялись на пляже, и среди этого затяжного безделья Вэри вдруг обращала внимание ученицы на какую-то мелочь, произносила лишь пару слов, показывала на пальцах - и безумно сложные вещи вдруг становились простыми. А потом обнаружились целые науки, основанные на том же принципе. Гомеопатия и биржевая экономика, точечный массаж шиацу и теория эпигенетической эволюции - везде подмигивал из темноты тот же маленький камешек Го, вызывающий лавину, полную перестройку нелинейной системы".
(3) "Машина времени". Еще одна логичная идея по борьбе с перегрузкой - более грамотно разложить "груз" во времени, не пихать детям все сразу.
Многим знакомы мучения в музыкальной школе? Да-да, ведь говорят, что надо обязательно учиться музыке, и как можно раньше. Ничем конкретным эта идея не подтверждается - зато людей потом всю жизнь тошнит от скрипочек. С другой стороны, в старших классах многие сами начинают интересоваться музыкой, создают рок-группы. Вот когда музыке можно обучаться с удовольствием!
Честно говоря, даже фанатичное обучение детей чтению с детсада уже кажется мне каким-то архаичным перекосом. Причем сейчас этот перекос плавно перетекает в другой - считается, что очень важно обучать детей с того же возраста тыкать на кнопки компьютера или мобильника. Хотя есть вещи, которым стоило бы обучиться пораньше. Например, правильно падать, когда тебя толкнули, чтобы отобрать мобильник. Или правильно разговаривать, чтобы у тебя ничего не отбирали.
Ну да, этому не учат в школе. Но даже школьные предметы, если присмотреться, расставлены по программе в каком-то очень средневековом порядке. Все, что касается устройства мира - и что особенно интересует детей - запихали куда-то в старшую школу. А в учебнике "Окружающий мир" первого класса предлагается запомнить те же три несчастные камня (слюда, гранит и кварц), которые были у нас в детстве на том же уроке: к тому времени мы сами знали уже десятки минералов. А как, должно быть, скучно на этих уроках моему сыну - после ежегодной ярмарки камней на ВДНХ, после сталактитовых пещер Крыма и собственной коллекции минералов в трех коробках. Опять глупая трата времени на бесполезных уроках.
"Ах, как умилялись друзья отца, когда ты, еще не умеющая читать трехлетка, безошибочно называла по снимкам все планеты Солнечной системы и их основные спутники! И как удивлялась ты сама, когда обнаружила, что даже в десять лет твои сверстники не способны на это. Но няня, как обычно, не дала зазнаться. «Твои сомнительные таланты здесь ни при чем, шпилька. Любой нормальный трехлетний ребенок умеет отличать друг от друга разноцветные мячики. Это гораздо проще, чем нарисовать человека с правильным числом конечностей. Другое дело, что большинство людей захвачены религиозной системой под названием «всеобщее образование». Самый священный постулат этой религии гласит: сложным надобно считать не то, что сложно, а то, что названо по-латыни или по-гречески. Назови разноцветные мячики астрономией - и тебе не расскажут об этом до самого совершеннолетия».
Честно говоря, я не знаю, существуют ли сейчас альтернативные школьные программы, которые раскладывают предметы по времени более разумным способом (за исключением, может быть, Вальдорфской системы - но у нее есть свои минусы, об этом как-нибудь отдельно напишем). А приведенная выше цитата курсивом, как и остальные цитаты в этой статье - из моей книжки "Лишние детали", которая не является пособием по образованию: это пока что футурология. Будем смотреть, насколько она сбудется.
Сам же обзор методов борьбы с перегрузками образования на этом не кончается. Еще несколько интересных направлений будут собраны в следующей колонке. А вы пока можете попробовать угадать в комментах, какие это направления.