Томас Кнудсен: "Риск - важный элемент игры"
"Как же это скучно изо дня в день чередовать песочницу и качели, - думал Оле Нильсен, наблюдая за своим тогда еще пятилетним сыном Густавом (сейчас парню 13), гуляющим во дворе.- Лететь на ракете к принцессе, ожидающей в башне, куда интереснее!"
Оле не бросил возникшую идею, а сделал проект принципиально новой игровой площадки для детей. Идею с восторгом поддержали соседи, и она была воплощена в жизнь. Так появилась первая работа ныне всемирно известной датской компании Monstrum.
"Искать сокровища на затонувшем корабле, исследовать исчезающий в бермудском треугольнике самолет, гулять по подводной лодке - дети должны иметь возможность отправляться на поиски приключений, не выходя за пределы своего двора", – уверены руководители Monstrum Оле Нильсен и Кристиан Йенсен. Теперь они создают площадки в форме гигантских пауков, змей и китов. "Летидор" связался с Monstrum, чтобы узнать, какие детские площадки способны оторвать современного ребенка от компьютеров.
На вопросы "Летидора" ответил дизайнер и разработчик проекта Томас Кнудсен.
– Какой должна быть детская площадка с точки зрения функциональности?
– Игровая площадка должна содержать какой-то внутренний путь, некий сценарий действия. Она должна побуждать ребенка постоянно двигаться.
– Как вам удается делать площадки, интересные детям разного возраста, с разными физическими данными, в том числе, с ограниченными возможностями?
– Лучшие площадки имеют четко определенную целевую группу детей или раздельные игровые зоны. Участок для игр малышей должен быть оборудован с учетом их возможностей и иметь удобный доступ для взрослых, зона для подростков – в соответствии с их желаниями, а им хочется все более сложных заданий, соревнований на скорость, ловкость и сообразительность. Кстати, польза таких совмещенных площадок в том, что младшие, наблюдая за старшими, вдохновляются и следуют их примеру, а старшие, гладя на старания младших, видят свой собственный прогресс и адекватно оценивают свои победы и поражения.
"Создавать детские площадки, стимулирующую двигательную активность детей, которым тяжело даются движения – трудная, но привлекательная задача", – продолжает Томас. – Ведь дети, не зависимо от своих возможностей, хотят пробовать свои силы. В большинстве случаев клиент приходит со специфическими требованиями для детей с ограниченными возможностями. Но даже если на площадке есть место, которое может занять инвалидная коляска, чтобы ребенок просто смотрел, как играют другие – это здорово, так как он получает визуальный опыт.
– Особую роль вы отводите "разумной безопасности" детских площадок. Что под этим подразумевается? Сталкивались ли вы с критикой ваших проектов именно из-за того, что они кажутся слишком рискованными?
– Все наши проекты соответствуют европейским стандартам безопасности детских площадок – DS/ EN 1176, подготовленным техническим комитетом CEN/TC 136. Более того, Оле Нельсон сам является сертифицированным инспектором детских площадок, знающим не только базовые моменты, но и все тонкости этой работы. Так вот, согласно стандартам, риск – важный элемент игры. Более того, риск является необходимым обучающим фактором, на который ребенок имеет право, поскольку несет ценный опыт, который в дальнейшем позволит ему справиться с ситуацией за пределами игровой площадки. Задача взрослых – предложить ему такие условия, в которых он удовлетворил бы свою потребность в совершении рискованных поступков и в то же самое время был бы защищен от серьезных травм.
Из стандарта безопасности DS/EN 1176-1:2008:
"Принимая во внимание то, что игра на детской площадке приносит пользу детям с точки зрения развития, дети должны научиться справляться с рисками, что может привести к ударам и ушибам, а иногда даже к переломам. Целью стандарта DS/EN 1176-1:2008, является, прежде всего, предотвращение несчастных случаев с потерей трудоспособности или смерти, а также смягчение серьезных последствий случайных травм, которые неизбежны, когда дети развивают свой уровень компетентности социально ли, интеллектуально ли, физически ли".
К слову, в России действуют те же самые стандарты, зафиксированы они в семи ГОСТах. О рисках во время игры говорится в ГОСТе Р 52167-2003 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования". Согласно данному документу, "оборудование и элементы оборудования должны <…> быть такими, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка, и ребенок мог его предвидеть", "пользование оборудованием может включать риски <…> падение на оборудовании, падение с оборудования, столкновения, застревания". Если есть сомнения относительно безопасности площадки, на которой играют ваши дети, стандарты можно изложены здесь.
– Кто ваши заказчики? Какова их география?
– В основном нашими клиентами выступают муниципалитеты, школы, институты, музеи, строительными ассоциациями и собственники жилья. Кстати, муниципалитеты Дании охотно поддерживают создание необычных детских площадок. Если говорить о географии, то на сегодня у нас много заказов в Скандинавии.
– Вы могли бы делать свои площадки в России? – Мы получили много запросов из России, поэтому, возможно, вы увидите нашу площадку рядом с вашим домом. Мы надеемся на это.
– В создании детских площадок вы в основном используете дерево (сибирскую лиственницу, березу, акацию), немного металла и пластика? Чем обусловлен выбор материалов?
– Мы используем древесину, потому что это натуральный, а, значит, экологичный, материал, с которым легко работать. Он долговечен, и конструкцию из него несложно починить, так как не требуется никаких запасных частей.
– Какие архитекторы детских площадок вас вдохновляют?
– Нас больше вдохновляют творения природы, а также веселые и продуманные истории, которыми могут наслаждаться и дети, и взрослые. Как история Тома и Джерри или Тинтина. Сейчас развивается направление площадок, которые в течение дня были бы интересны детям, а вечером – взрослым, при этом они не становятся т.н. "ночлежками". Также есть тенденция создания во дворах площадок именно для взрослых – как для физических упражнений, так и для приключений.
– Посмотрите, пожалуйста, фотографию типичной российской детской площадки и прокомментируйте. Можете посоветовать, что могут сделать своими силами родители, чтобы сделать ее более привлекательной для детей?
– Чтобы отремонтировать или изменить существующую площадку, нужно быть очень осторожными, чтобы не сделать ее опасной для детей. Поэтому, если решите что-то менять, обязательно советуйтесь с профессионалом. На земле нет песка или резины, чтобы защитить детей, когда они падают, и единственное, что вы можете сделать уже сейчас – обеспечить нужное покрытие.
Читайте также:
Куда пойти с детьми в Мюнхене