Учим таблицу умножения: игры и пособия
У большинства иностранных школьников не то, что 8x7, но и менее сложные комбинации от зубов отскакивают с трудом. В Великобритании, к примеру, согласно новой национальной программе, дети должны знать таблицу умножения (в том числе на 11 и на 12) к девяти годам. На практике и к 11 большинство школьников путаются в пределах умножения на 10, в старших классах активно используют калькуляторы, вместо того чтобы считать в уме.
Обширная практика работы с дошкольниками и младшими школьниками показывает, что для успешного понимания умножения начинать надо в раннем возрасте (4-5 лет), двигаться от простого к сложному, выбирать пособия с учетом ведущей системы восприятия ребенка и его стиля обучения. Но главное - играть!
От простого к сложному
Чтобы научиться перемножать числа, надо выучить «столбцы» умножения на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10. В каждом столбце по 10 примеров, значит, ребенку надо запомнить 100 примеров. Кроме традиционной «зубрежки», существует немало других способов выучить эту таблицу.
Заучиванию таблиц и решению примеров должна предшествовать подготовка. Вместе сортировать носки и обувь по парам, пуговицы по цветам и размеру, укладывать доминошные костяшки или монеты рядами по 10, по 2, по 3, по 1.
Повесьте в комнату календарь с повторяющимися узорами машин, динозавров, бабочек (в соответствии с интересами ребенка). Рисуя, оставьте свои отпечатки ладошек и вместе посчитайте пальцы. Складывайте и разворачивайте бумагу, считая части, на которые разделен лист.
Вижу, слышу, трогаю
Известно, что информацию о мире мы усваиваем с помощью органов чувств, однако у каждого человека есть предпочитаемый, ведущий канал восприятия. Например, у визуалов – зрение, у аудиалов – слух, у кинестетиков – осязание. Учитывать особенности обучения ребенка при изучении таблицы просто необходимо. К примеру, мне, аудиалу, заучить таблицу наизусть, повторяя примеры про себя, было легко и просто. А вот сын предпочитал смотреть на таблицу и играть с карточками.
Детям – визуалам, тем, кто лучше воспринимает информацию, когда смотрит на экран, на таблицы и изображения, лучше всего повесить таблицу умножения в комнате на видном месте. Причем, желательно, чтобы шрифт был привлекательным и крупным. Отличным пособием, на мой взгляд, является таблица «100» из «Тысячи и еще…» Зайцева. С помощью этой таблицы ребенок научится уверенно считать двойками, тройками, четверками, пятерками, десятками. Такой счет закладывает основы понимания таблицы умножения. К шестилетнему возрасту можно повесить еще одну таблицу - умножения - рядом.
Детям – аудиалам, тем, кто лучше воспринимает, когда слушает музыку и речь, таблицы умножения лучше петь. Сегодня продается несколько толковых пособий по музыкальной математике, в частности «Я считаю лучше всех», а также «Музыкальная математика» Виктории Кузнецовой. Петь полезно не только детям – аудиалам, но и всем остальным, так как музыка усиливает внимание, стимулирует мышление и позитивно влияет на эмоции.
Детям – кинестетикам, воспринимающим информацию через движение и манипуляции, очень помогут монеты, доминошные косточки, пуговицы, карточки на умножение, с которыми можно бегать к таблице и смотреть ответ, умножайте как можно больше с помощью предметов. При счете с такими детьми обязательно задействуйте части тела: сколько глаз, сколько рук, ног, пальцев на одной руке, на двух руках и т.д. Вместе сосчитайте, сколько пальцев на руках у всех, кто сегодня пришел в гости.
Игры
Считаем пальцы
Впервые с этой идеей я познакомилась на семинаре Зайцева. Попросите ребят выставить вперед по одному пальцу и считаете до 20. Если детей много, можно и до 100 досчитать. А теперь выставите по два пальца, а теперь по три пальца. Особенно детям нравится считать пятерками: дай пять! А еще десятками, так как это легко.
Шпионы
Эту игру мы придумали с пятилетним сыном, когда ездили в школу на велосипедах. Путь был неблизкий…Я была «врагом», а он «шпионом». Я начинала считать «два, четыре, шесть, восемь» - ему нужно было разгадать код и определить, на какое число я умножаю. Если угадывал, мы менялись ролями. Если нет, я задавала новую комбинацию. Играли несколько месяцев. С таблицей умножения у ребенка проблем не было никогда.
Лото
Сделать лото по таблице умножения очень просто. Нам понадобится картон, фломастер и линейка или компьютер и принтер. Сделайте карты с умножением на 1, на 2, 3, 4,5,6... и так до 10. На этих картах в каждой ячейке будет одно произведение, например, 2х1. На картах другого цвета напишите ответы к этим произведениям, карты с ответами разрежьте на карточки. И лото готово. Раздаем каждому игроку по карте, ведущий выкрикивает произведение - 2. У кого на картах есть 2х1 или 1х2, кладут себе по фишке, закрывая соответствующую ячейку. Кто закроет свою карту первым – победил!
Можно сделать упрощенный вариант этой математической игры. Купите готовые карточки для тренировки, так называемые flash-карточки. Напишите на листе бумаги ответы, и раздайте эти карты детям. Называйте произведение, а они пусть ищут у себя на картах ответы.
SNAP
Другой вариант игры с карточками – SNAP. На карточках написаны произведения из таблицы умножения и ответы. Карты раздаются, каждый игрок держит стопку карт рубашками кверху, достает карту и кладет одну карту на стол. Другой игрок достает свою верхнюю карту и кладет на первую карту. Если произведение и ответ (2х2 и 4), два произведения (2х3 и 3х2) или два ответа (24 и 24) совпали, игрок кричит SNAP и кладет свою руку на карты. Кто первый заметил совпадение, забирает всю стопку. Выигрывает тот, у кого карт в результате больше.
Бесконечная игра
Здесь вам понадобятся те же карточки с примерами 7x7, 8x8 и т.д. Правила игры похожи на "пьяницу", только вместо карт - карточки с произведениями. Стопка карточек делится поровну между игроками. Один игрок выкладывает 2х2, другой 4х2, а третий - 7х7. У кого произведение больше, тот забирает все три карты. А что делать, когда произведения равны? 2х2 и 4х1, например? В этом случае, как и в "пьянице", сверху этих карт каждый игрок кладет свою карту из колоды. И тот, у кого произведение больше, забирает всё.
На пальцах
Идею этой игры я вычитала в книге "Увлекательное умножение". Играют двое. Игроки становятся лицом друг другу и прячут руки за спину. Ведущий или один из игроков начинает считать "Раз, два, три - пальцы!", надо выбросить руку вперед и показать ноль, один, два, три или четыре пальца. Другую руку держим за спиной. Играющие должны быстренько посчитать, чему будет равно произведение чисел, выброшенных на пальцах. И тот, кто быстрее выкрикнет ответ, зарабатывает букву "П", первую букву в слове ПАЛЬЦЫ. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не соберет все буквы слова "ПАЛЬЦЫ".
На наших занятиях с дошкольниками эта игра очень популярна. Во-первых, таблицу умножения многие из них уже хорошо знают, а во-вторых, мальчишкам только дай посоревноваться друг с другом, пусть даже в умножении.
В книге Линетт Лонг встречается еще одна вариация этого замечательного упражнения - "Исчезающие пальцы". Если игрок сделал ошибку, назвал неправильное произведение, то одну букву в слове ПАЛЬЦЫ или СУПЕРПАЛЬЦЫ мы стираем.
Кто быстрее
Играть в эту математическую игру лучше вдвоем. Вам понадобится только колода карт. Уберите всех королей, дам, вальтов, тузов и джокеров. Оставьте только числовые карты. Раздайте оставшуюся колоду поровну. Каждый игрок снимает сверху своей стопки карту и открывает ее, кладет на стол рубашкой вниз. Нужно посчитать произведение чисел, выпавших на картах. Кто быстрее назовет ответ, тот забирает обе карты себе. Выигрывает тот, кто набрал больше всего карт. Для поддержки можно пользоваться таблицей умножения, например, из набора Зайцева "Миллион плюс".
Post-it
Липкие бумажки post-it помогут практиковаться в умножении. Возьмите большую папку или лист картона, липкие бумажки трех разных цветов. На бумажках одного цвета напишите 1х, 2х, 3х, 4х, 5х, 6х, 7х, 8х, 9х, 10х, на бумажках другого цвета 1=, 2=,3=,4=,5=,6=,7=,8=,9=,10=, а часть бумажек оставьте пустыми.
Составлять примеры с помощью post-it очень легко. Ребенку нужно будет лишь написать произведение пар чисел, составленных из бумажек первой и второй группы.
Из всех описанных выше способов на дошкольниках я перепробовала все. Скажу так: единственного железного и универсального среди них нет. Однако из практики отмечу, что дети отлично реагируют на игры с таблицей и карточками (где надо бегать, считать и соревноваться с другими детьми), а также на музыку и лото. Сортировать предметы, выкладывать их рядами, учиться считать двойками, пятерками и десятками – очень важно лет с трех – четырех. А оттачивать навыки - в играх вроде лото и шпиона.
Читайте также:
Женя Кац: "Интерес к математике больше зависит от учителя, а не от учебников"
Необщее образование: ближе, чем вы думали
Николай Андреев: Как увлечь детей наукой