Игры для развития координации
Как у вашего малыша с координацией движений? Если честно, у нашей Светланки не очень хорошо. Хотя было бы странно требовать особой сноровки от двухгодовалого малыша… Но ведь так хочется, чтобы она побыстрее стала ловкой! Для этого мы и играем в игры для развития координации движений.
Наша мама очень любит балет и часто смотрит выступление балетных трупп по телевизору. Естественно, Светланка вместе с ней. Мы даже сшили ей юбочку из старой занавески и она с удовольствием бегает в ней по комнате. Я показываю ей, как можно подниматься на носочки. Или стоять на одной ножке – почти как заправская балерина. Но не играть же нам в балет целыми днями! У нас в запасе еще найдется немало других игр на координацию.
Идем в поход
В последнее время наш любимый мультик – это Винни Пух. Правда, Светланка исполняет его песенку на свой лад, некоторые слова может разобрать и понять только она. Но это совершенно не важно. Мы расставляем в комнате несколько стульев и идем в поход, как будто бы в гости к Винни-Пуху. Мы обходим каждый стул по кругу и напеваем:
- Куда идем мы с Пятачком
Большой-большой секрет
И не расскажем мы о нем
О нет, о нет, о нет..
Сначала иду впереди я, потом Светланка встает впереди меня. Она уже выучила маршрут и внимательно огибает каждый стул. А на последнем сидит наша любимая игрушка Винни Пух и дожидается нас.
Вместе с песенкой
И еще игра с нашим музыкальным сопровождением. Между стульями я натягиваю резиночки. Сначала совсем низко. Мы начинаем маршировать по комнате и петь:
- Мы идем-идем-идем, громко песенки поем
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Впереди лежит бревно
Перепрыгнем мы его.
И мы со Светланкой перепрыгиваем через резиночку. Потом я поднимаю резинку чуть выше. Мы продолжаем маршировать и напевать все ту же песенку:
- Мы идем-идем-идем, громко песенки поем
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Перед нами водоем
Мы его перешагнем.
И перешагиваем через резиночку. Затем я поднимаю резиночку еще выше, придумываю другой стишок. Потом еще выше, опять поем песенку и в конце уже проползаем под резиночкой.
Мячик прыг-скок
Для этой игры понадобится небольшой мячик. Я показываю Светланке, как его можно бросать о пол или о стену и, когда он отскочит, ловить. Для нас, взрослых, это легкая задача, а для малыша целая наука. Это же надо не только сосредоточиться и кинуть мячик, но еще сообразить, в какой момент он отскочит - и поймать его! Наша Светланка долго тренировалась, прежде чем у нее стало получаться.
Теперь мы работаем над следующим этапом. Нужно стукнуть мячик об пол и, пока он отскакивает, успеть хлопнуть в ладоши. Или топнуть ножкой, или подпрыгнуть… Тут может быть много заданий. В детстве я видел, как девчонки играли во дворе в подобную игру: мячик нужно кинуть об стену, и пока он возвращается, надо проделать какое-нибудь действие - например, крутануться вокруг себя - а потом поймать мяч. У них был с десяток разных "ступеней" в этой игре. Но для Светланки это пока сложно. Вырастет - вспомним и это развлечение.
Два мяча
Еще одна игра на развитие координации с мячами – большим и маленьким. Большой мяч я кладу на расстоянии примерно 1 метра от нас. Мы садимся со Светланкой на пол и берем в руки маленький мячик. Наша задача: прокатить маленький мячик так, чтобы он попал в большой мяч. Все действия я обязательно комментирую:
- Раз-два-три, покатился маленький мячик (отталкиваю его). Смотри, бух, он попал в большой.
В следующий раз отталкиваю мяч сильнее и говорю:
- Вот как быстро катится мяч, бух, попал в большой и столкнул его с места. Большой мяч тоже покатился.
Я объяснил Светланке, что чем сильнее оттолкнуть мяч, тем сильнее он ударит другой и тот дальше откатится. Мы экспериментировали: катали мячи быстро и медленно, меняли их местами. И если сначала девочка через раз попадала в цель, то теперь научилась довольно точно целиться.
Самый ловкий
Недавно на дне рождения моего сына Степки, мы устроили конкурс для детей – они должны были перенести воду из таза в таз столовыми ложками. Это отличное упражнение на развитие координации. Маленькой Светланке с таким, конечно, не справиться. Но я немного трансформировал игру и она с удовольствием в нее играет.
У нас очень длинный коридор и во время игр он превращается то в беговую дорожку, то в загадочный туннель. Сейчас я нарисовал мелом на полу длинную прямую черту. Задача – пройти по этой черте ровно. Сначала идем просто туда-сюда, потом преодолеваем расстояние на носочках, потом стараемся на пяточках.
Затем еще усложняем задачу – берем в руки игрушку и поднимаем ее высоко над головой. Одной дело просто идти с игрушкой, совсем другое - идти на носочках по линии – это уже сложнее.
Потом надо взять игрушки в обе руки и уже не идти, а скакать вперед на одной ноже. В общем, вариантов можно придумать много. Главное, усложнять задачу постепенно.
В гости к Тигренку
Перед началом игры я раскладываю инвентарь. На ковер в комнате кладу пуговицы, в коридоре ставлю два стула и расстилаю на полу платочек, в другой комнате расставляю кегли… А затем рассказываю историю:
- Светланка, нас в гости пригласил Тигренок. Но живет он очень далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Чтобы до него дойти, нам надо пройти через лес, озеро, преодолеть препятствия. Готова? Тогда пойдем.
Мы берем в руки по маленькой корзиночке и я говорю:
- Вот мы с тобой оказались на поляне в лесу, а тут полным-полно ягод. Надо их собрать. Принесем Тигренку гостинец.
И мы начинаем собирать в корзиночки пуговицы. Затем выходим в коридор.
- Ой, а тут у нас подземный ход. Надо в него пролезть, чтобы попасть в царство Тигренка.
И мы проползаем под стульями. За ними на полу лежит платочек.
- Смотри, перед нами небольшой озеро. Мы его может перепрыгнуть.
И мы прыгаем через платок.
- Вот уже скоро-скоро мы попадем к Тигренку! Но перед нами чаща леса, много деревьев, нужно их обойти.
Мы аккуратно, чтобы не сбить ни одной, обходим каждую кеглю.
- Урааа! Тигренок очень рад, что мы к нему пришли.
Каждый раз я придумываю новые маршруты - то раскладываю на полу листочки с бумагой и мы перепрыгиваем с кочки на кочку, то выкладываю дорожку из книг… Поэтому игра нам не надоедает.