НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Библиотека » О своем, о женском » Основные рефлексы новорожденного ребенка

Основные рефлексы новорожденного ребенка

Большинство новорожденных хорошо подготовлены к тому, чтобы начать взаимодействовать с окружающим миром. Новорожденный наделен числом рефлексов, врожденных реакций, которые запускаются определенными раздражителями.

Таблица рефлексов

Название Ответная реакция Значение
Рефлекс Бабинского Пальцы ноги развертываются веером, когда подошвенную поверхность ступни поглаживают в направлении от пятки к пальцам Неизвестно
Мигательный рефлекс Глаза ребенка закрываются в ответ на яркую вспышку света или громкий звук Защита глаз
Рефлекс Моро В ответ на громкий шум или когда голова ребенка теряет опору, его руки, полусогнутые в локтях, разводятся, а пальцы сжимаются в кулачки (как если бы он хотел кого-то или что-то обхватить) Возможно, помогает ребенку цепляться за мать
Рефлекс «поиска груди» Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивает голову в направлении раздражителя и открывает рот Помогает ребенку найти сосок
Рефлекс шагания Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, он начинает ритмично переступать ногами Предшественник произвольной ходьбы
Сосательный рефлекс Ребенок сосет предмет, оказавшийся у него во рту Дает возможность питаться
«Рефлекс бегства» Ребенок сгибает вытянутую ногу в колене в ответ на укол подошвы острым предметом Защищает от неприятных раздражителей
Хватательный рефлекс (ладонный) Ребенок сжимает предмет, помещенный в его ладонь Предшественник произвольной ходьбы

Некоторые рефлексы обеспечивают новорожденному доступ к пище, необходимой для роста: сосательный рефлекс и рефлекс «поиска груди» говорят о том, что ребенок подготовлен к питанию материнским молоком. Другие рефлексы защищают его от опасных воздействий окружающей среды. Мигательный рефлекс и «рефлекс бегства» помогает новорожденному избегать неприятной стимуляции. Другие рефлексы служат основой для более широких, произвольных моделей двигательной активности. Например, рефлекс шагания выглядит как предшественник самостоятельной ходьбы, и действительно, мы увидим, что упражняющие этот рефлекс дети раньше выучиваются ходить. Рефлексы, кроме того, показывают, нормально или нет функционирует нервная система ребенка. Например, дети с поврежденным седалищным нервом, который располагается в спинном мозге, не демонстрируют «рефлекс бегства», а дети, имеющие нарушения в нижнем отделе позвоночника, не обнаруживают рефлекса Бабинского. Если эти или другие рефлексы ослаблены или полностью отсутствуют, требуется тщательное обследование физического состояния и поведения новорожденного.

Автор статьи Барыбина Светлана Витальевна – практикующий психолог,
директор психологической консультации «Равновесие»