Изучаем свойства предметов: игры с трёхлетками
Перекатывается или катится?
Я набираю много разных по форме вещей. Колечко от пирамидки, маленький мячик, кубик от конструктора, деревянный брусок (остался после ремонта), коробочку из-под крема, баночку от детского питания… Количество предметов должно быть кратно числу игроков. Затем мы вместе с дочкой определяем игровое поле – ровную поверхность. Мы часто играем на полу в гостиной. Намечаем линию старта и финиша. Теперь каждый игрок выбирает себе предмет. Например, Тая берет кубик, а я маленький мячик. Важно ребенку первому предоставить право выбора!По моей команде мы начинаем катить свои предметы до финишной прямой. Кто быстрее?
Тая сначала не понимала, что быстрее катятся предметы круглой формы, она выбирала по принципу, какой предмет ярче и красочнее. Но после нескольких проб она быстро сообразила что к чему. Ну и я, конечно, объяснила:
- Видишь у кубика острые углы, они мешают ему катиться. У шарика же таких углов нет.
Так мы попутно изучаем формы предметов, их свойства, а заодно играем.
Эта игра знакомит малыша с формой и качествами предметов.
Точное попадание
Я предлагаю девочке выбрать все предметы, которые катятся. Выбираем мячик, колесико от пирамидки, баночку.Теперь нам надо соорудить горку. Например, мы кладем фанерку (один конец на диван, другой на пол). На некотором расстоянии от нашей горки я провожу мелом черту. Задача игрока подтолкнуть мячик (баночку, колесико...) так, чтобы он докатился до черты и остановился. Эта игра тренирует и мышление, и глазомер. Конечно, рассчитать все точно получается не сразу. Поэтому сначала мы соревнуемся, кто точнее всего докатит мячик или баночку до черты. А теперь уже стараемся попасть на черточку точь-в-точь.
Самый наблюдательный
Когда я была маленькая, мне очень хотелось узнать, что находится внутри любимой тряпичной куклы (ее мне сшила любимая бабушка). В итоге я умудрилась распороть кукле живот, а там, о чудо, было огромное количество разноцветных тряпочек! В результате у куклы на животе появился большой шрам, зато мое любопытство было удовлетворено.Следующая игра как раз развивает любознательность и наблюдательность малыша.
Возьмите любимую игрушку ребенка, с которой он хорошо знаком. И «сломайте» ее. Например, незаметно приклейте пупсу руку двусторонним скотчем или намотайте на колесо машинки резинку. Малыш, конечно, обнаружит неисправность и удивится. Пусть он устранит ее.
Хочу заметить, что я не призываю вас ломать игрушки. Можно придумать незначительное затруднение, которое легко устранить, нужно лишь внимательно изучить уже известный предмет и проявить смекалку.